МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

2017-2021г.г.

Введение

Основной целью дошкольной организации является, воспитание успешной личности (позитивная социализация и индивидуализация личности). Перед педагогом встают новые задачи в работе с детьми: формировать умение самостоятельно добывать знания; формировать креативное мышление (умение творчески использовать свои знания); выявлять и развивать творческие способности детей.

Принципы, лежащие в основе ФГОС ДО, ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка, учет его потребностей, возможностей, желаний в образовательном процессе. Признание ребенка субъектом образовательного процесса требует от педагога применение новых форм и методов организации образовательного процесса. Поэтому возникает множество вопросов, актуальных как для педагогической науки и практики, так и для меня: каким образом реализовать новые принципы в образовательном процессе детского сада; каким содержанием, формами работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития, как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка, как субъекта образовательного процесса; как поддержать инициативу ребенка и развить творческую личность?

Обучение через творчество – не элитарный язык, а всеобщая образовательная необходимость. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и занижено-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования: помочь человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

Исходя из вышеизложенного, в процессе педагогической деятельности выявилось противоречие между необходимостью построения образовательного процесса с детьми согласно новым требованиям и существующей системой музыкального воспитания детей.

Сегодня существует множество самых разных методик музыкального развития ребёнка. Большой популярностью в современном музыкально-образовательном пространстве пользуется музыкально-педагогическая система немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа.

Система музыкального воспитания Карла Орфа основывается на воспитании музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному искусству, развитию природной музыкальности, а также включение в активную творческую деятельность.

Орф-педагогика базируется на естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности. Она помогает маленькому человеку быть самим собой, так как учитывает основные законы психофизического развития. Основу концепции К.Орфа составляет импровизационное музицирование. Дети на таких занятиях вовлечены в развитие и раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей. Наряду с этим идет развитие таких качеств как внимательность, сосредоточенность, терпение, самостоятельность и умение включаться в работу группы, что является важным для каждого вида образовательной деятельности.

На межаттестационный период обозначила цель педагогической деятельности – развитие творческого и музыкального потенциала детей дошкольного возраста с использованием Орф-педагогики.

Объект: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет: организация творческих проектов в рамках Орф-педагогики.

С позиции достижения данной цели задачами явились:

- выстроить систему работы по самообразованию через изучение нормативных документов и психолого-педагогической литературы по проблеме творческого развития детей;

- изучить, проанализировать и внедрить в практику систему музыкального развития К.Орфа;

- разработать и реализовать цикл творческих проектов в рамках Орф-педагогики;

- организовать взаимодействие с родителями в развитии творческого потенциала детей через использование разнообразных форм работы;

- модернизировать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую современным требованиям;

- представить опыт работы педагогическому и родительскому сообществу.

1. Аналитическая часть

1.1 Анализ результатов деятельности в межаттестационный период

В межаттестационный период добилась стабильных результатов освоения воспитанниками общеобразовательной программы детского сада по всем видам музыкальной деятельности. Использовала диагностический материал, предложенный Каплуновой И. и Новоскольцевой И. в рамках программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Результаты педагогической диагностики за период с 2017 по 2020 год представлены диаграммой (см. Рисунок №1).

Результаты по видам музыкальной деятельности:

- слушание музыки: дети более внимательно слушают музыкальные произведения, определяют общее настроение и характер музыкального произведения; определяют жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется; определяют общее настроение, характер музыкального произведения; различают 2-х частную, форму музыки, отображают своё отношение к музыке в рисунке.

- пение: дети поют песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, чисто интонируя мелодию, используя правильное певческое дыхание, могут петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, придумывают движения для обыгрывания песен, сочиняют попевки.

- движение: дети умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствие с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; могут правильно выполнять танцевальные движения; в танце проявляют своё творчество.

- развитие чувства ритма: дети правильно и ритмично прохлопывают усложнённые ритмические рисунки, умеют их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах, проявляют желание солировать.

- игра на детских музыкальных инструментах: дети исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковых детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии, способны импровизировать на предложенную мелодию.

По результатам начальной диагностики, дети испытывали затруднения в передаче танцевальных движений, координации движений. Нарушена ритмичность. Серьезные затруднения вызывала также и интонационная выразительность при исполнении песен. Некоторым присущи нестойкость интересов, неуверенность в себе, сниженная мотивация к деятельности, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Аналитические данные начальной диагностики привели меня к решению о поиске новых форм и методов интенсификации музыкальной работы. С  2015 года активно применяю подход немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основанный на связи музыки, движения и речи.

Работая по системе К.Орфа добилась определённых результатов:

- дети проявляют необычайный интерес к занятиям, эмоционально реагируют на характер и назначение музыки;

- ритмично передают метр и ритм звучащими жестами, речью, игрой на клавесах, музыкальных инструментах;

- дети умеют находить способы игры на музыкальных инструментах, проявляют фантазию в изобретении новых видов инструментов.

- в исполнении демонстрируют умение варьировать, изменять, дополнять, проявляют способность фантазировать.

Использование приёмов элементарного музицирования К.Орфа позволило дать толчок музыкальному и творческому развитию детей, обеспечило каждому ребёнку чувство эмоционального комфорта и ситуацию успеха в музыкальной деятельности. Данная педагогика позволила развить не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

При проведении итоговой диагностики учитывала все вышеперечисленные критерии. Но основной упор делала на способность детей к самостоятельному активному музицированию, их творческой активности, умению передать в импровизации свой замысел и насколько воспроизведенная музыка соответствует этому замыслу. Главное, чтобы ребенок не зацикливался на каких-то стереотипах, а творил свою собственную музыку, основываясь на тех знаниях, что получал в течение последних учебных лет.

Результаты педагогической диагностики образовательной деятельности детей дошкольного возраста  говорят об эффективности созданных психолого-педагогических условий. Имею положительные отзывы родителей воспитанников о своей работе.

Особое внимание уделяю вопросу сотрудничества с родителями воспитанников. В результате взаимодействия с родителями установились партнерские отношения, создалась атмосфера общности интересов. Родители проявляют активный интерес к проектной деятельности.

Совместная работа родителей и детей помогла им оценить способности ребенка, поверить в его силы, проникнуться к нему уважением как к творческой личности. А может быть даже, родители смогли разглядеть талант.

Критериями эффективности взаимодействия с родителями в вопросах развития творческих способностей детей являются: высокая посещаемость выпускников нашего детского сада занятий дополнительного образования и участие родителей с детьми в мероприятиях разного уровнях.

Дети проявляют интерес и творчество в музыкальной деятельности, активно участвуют и побеждают в конкурсах и фестивалях детского творчества:

– городской фестиваль «Волшебная страна детства» (2017г., 2019г.);

– городской концерт «Пасха Красная» (2018, благодарность за участие);

– городская выставка-конкурс детского творчества «Масленичное чучело» (2018г., сертификат участника);

– городской фестиваль «Семь ярких нот» (2019г., диплом в номинации «Яркие звёздочки»);

– городской фестиваль «Тепло родного края» (2019г., диплом III степени).

1.2 Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период

Приступая к реализации цели моей деятельности, определяя стратегию и тактику деятельности в межаттестационный период мною, во-первых, была проанализирована нормативно-правовая база регламентирующая деятельность педагога дошкольного образования:

·                 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012г., вступил в силу 1сентября 2013г.)

·                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17» октября 2013года №1155)

·                 Профессиональный стандарт деятельности педагога.

Во-вторых, изучены основные теоретические направления совершенствования психолого – педагогических условий обеспечивающих эффективность развития творческих способностей детей.

Одним из важных условий, способствующих достижению представленных результатов, является требования к собственной профессиональной компетентности.

С 2006 года ежегодно прохожу обучение на курсах, семинарах-практикумах по Орф-педагогике: «Орф-Шуверк. Пути, идеи, направления. Принципы орфовской педагогики в различных интерпретация» (2009г., 50ч.), «Элементарное музицирование и движение по системе К.Орфа» (2012г., 72ч.), «Музыка-движение-голос» (2014г., 45ч.), «Музыкальная педагогика К.Орфа. Креативное обучение музыке в раннем возрасте» (2018г., 16ч.), «Исследуй! Твори! Открывай! Развитие «внутреннего ребёнка» средствами Orff-Schuwerk» (2019г., 24 ч.). В 2018г. принимала участие в конференции Педагогического сообщества К.Орфа (ROSA) «Орф-движение в России: 30 лет пути».

В 2019 году прошла профессиональную переподготовку по программе «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада, делюсь накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях Педагогического совета и методических объединениях.

В 2017 году представила опыт работы по использованию орф-подхода, провела открытое музыкальное занятие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений Первоуральска в рамках программы повышения квалификации ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж».

В мае 2020 года в составе творческой группы освоила дистанционную образовательную технологию – онлайн проект. В условиях карантина, мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, были организованы в формате онлайн проекта «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!». В рамках проекта подготовила и представила виртуальное музыкальное занятие «Споём, друзья!» (http://sites.google.com/view/proekt-pobeda).

Принимаю активное участие в подготовке и проведении мероприятий, организатором которых является МАДОУ «Детский сад №9»:

– Областной фестиваль ТЕХНО-КВЕСТ (2016г., 2017г., 2018г., 2019г., благодарности за подготовку мероприятия);

– Областной фестиваль «Экспериментируем. Познаем. Развиваемся», 2017г.;

– Областной фестиваль «Уральскими тропами: путешествие по календарю»

(2019г., сертификат за участие).

Ежегодно совместно с музыкальными руководителями разрабатываем и проводим мероприятия на уровне МАДОУ: «Осенняя ярмарка», конкурс чтецов, открытие фестиваля «Горизонты техники», концерт посвященный Дню дошкольного работника.

Для фиксации результатов, накопления и оценки собственных достижений веду электронное портфолио музыкального руководителя https://portfoliosologub.blogspot.com.

Для реализации поставленной цели на межаттестационный период - развитие творческого и музыкального потенциала детей дошкольного возраста с использованием Орф-педагогики  разработала и внедрила цикл проектов: «У зайца Митрошки», «Барабанный город», «Ритмическая радуга», «Мир весенних звуков». Реализация проекта всегда подразумевала выполнение творческой работы детьми самостоятельно или с помощью родителей.

В 2015 году реализовала проект «У зайца Митрошки» на развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста.

В 2016 году реализовала проект «Барабанный город», в ходе, которого с воспитанниками создали барабаны из глиняных горшков, из бросового материала (пустой пластмассовой тары). Цель данного проекта: развитие ритмического слуха у детей посредством упражнений с барабанами.

Проект «Ритмическая радуга» был нацелен на позитивное введение ребенка в мир музыки, а так же на сохранение и развитие высокой чувствительности ребенка к шумовому и музыкальному миру, на развитие творческих способностей детей через самовыражение. В проекте наряду с традиционными видами музыкальной деятельности использовала технику аудиального развития детей, которую предлагала в виде упражнений, а так же различных видов фантазирования.

Проект «Мир весенних звуков» был внедрен в 2018 году с целью развития творческих способностей детей, умения фантазировать, импровизировать, музицировать на орф-инструментах.

При организации проектной деятельности соблюдала ряд условий: включалась в деятельность наравне с детьми; дети участвовали добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общались и высказывали своё мнение; поддерживала инициативу детей; каждый ребенок работал всвоем темпе; привлекала к совместной деятельности родителей. Выполнение этих условий позволило детям чувствовать и осознавать свою успешность, а также проявить творчество.

В своей педагогической деятельности использую современные педагогические технологии, методы и приемы работы: личностно-ориентированные, театрально-игровая технология, здоровьесберегающие технологии, музыкотерапия, сказкотерапия, логоритмика.

Для развития чувственной и эмоциональной сферы, позитивного восприятия окружающего мира, формирования способности к эстетическому восприятию окружающего мира большое внимание уделяю праздникам и развлечениям. Для развития коммуникативных навыков, раскрытия индивидуальных способностей детей некоторые традиционные праздники начала проводить в формате квеста («23 февраля», «День защиты детей»).

Для развития у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха обогатила развивающую предметно-пространственную среду музыкального зала. Изготовила музыкально-дидактические пособия (музыкальный бизиборд) и шумовые инструменты (самодельные барабаны, маракасы).

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку родителей воспитанников, создаю условия для участия родителей в образовательной деятельности. Привлекаю родителей к участию в праздничных мероприятиях и развлечениях. Разработала консультацию «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» и выступила с ним на родительском собрании в средней группе. Регулярно оформляю стендовую информацию и провожу индивидуальные консультации для родителей. Разработала консультации по темам: «Влияние музыки на психику ребенка», «Музицируем дома или оркестр на кухне», «В мире звуков». Провела мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов.

2. Проектная часть

В дошкольном возрасте дети проявляют неподдельный интерес к музыкальному искусству и с легкостью могут быть вовлечены в музыкальную деятельность, которая учит воспринимать содержание музыки, развивать к ней интерес, пробуждать потребности постоянно общаться с музыкой и активно выражать себя. При непосредственном участии в музыкальной деятельности у детей развиваются разного вида музыкальные способности, одними из которых являются музыкально-ритмические способности. Исследователи отмечают, что ритм является первоначальным музыкальным представлением ребенка, которое он способен воспроизводить.

На протяжении долгого времени как зарубежные, так и отечественные исследователи, в рамках предложенных ими методических систем, разрабатывали упражнения, направленные на развитие музыкально-ритмических способностей детей. Но, при всем многообразии предложенных упражнений, среди них мало тех, которые были бы направлены на детей младшего дошкольного возраста. К тому же, информация о них остается рассредоточенной и нуждается в систематизации.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что в условиях дошкольного образования развитие детей должно быть разносторонним, при этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, и на развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.

Анализируя данные требования, делаю вывод о том, что развитие музыкально-ритмических способностей находит в них свое естественное место. Однако, при реализации в музыкальном образовании младших дошкольников направления, связанного с развитием у них музыкально-ритмических способностей, педагог встречается с рядом проблем: подвижность терминологии; наличие большого количества теоретических практико-ориентированных работ, недостаточно систематизированных применительно к условиям дошкольного музыкального образования; недостаточное количество работ, структурированных непосредственно с требованиями ФГОС.

Таким образом, в современной практике музыкального образования младших дошкольников возникает ряд противоречий:

·       между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к художественно-эстетическому образованию дошкольников и недостаточной разработанностью методического обеспечения музыкального образовательного процесса с учетом данных требований;

·       между разработанностью теоретических основ музыкально-ритмического развития детей и недостаточной разработанностью теоретических аспектов развития музыкально-ритмических способностей младших дошкольников.


Поэтому на следующий межаттестационный период целью моей работы будет являться развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с использованием Орф-педагогики.

Объект исследования – процесс развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников.

Предмет исследования – педагогическая технология развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников К.Орфа.

Гипотеза: развитие музыкально-ритмических способностей у  дошкольников будет результативным, если:

·       музыкально-ритмические способности будут развиваться в следующей последовательности: от восприятия и воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков к соблюдению метроритмической организации при раскрытии художественного образа музыкального произведения в различных видах музыкальной деятельности;

·       развитие музыкально-ритмических способностей будет осуществляться в различных видах музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, пляска, игра, игра на музыкальных инструментах);

·       реализация педагогических технологий развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников, основанных на комплексе подходов (индивидуальный, дифференцированный, здоровьесберегающий, полихудожественный); включающая алгоритм действий музыкального руководителя и детей


реализующийся на каждом занятии, элементы логоритмики и театрализации, комплекс упражнений для различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

·           Продолжить работу по системе К.Орфа;

·           Изучить литературу, пройти курсы повышения квалификациии проанализировать педагогически опыт по проблеме развития музыкально-ритмических способностей;

·           Разработать перспективное планирование по всем возрастным категориям детей, серию конструктов по реализации технологии развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников;

·           Осуществить мониторинг по выявлению эффективности образовательной деятельности по развитию музыкально-ритмических способностей детей;

·           Представить опыт работы педагогическому и родительскому сообществу.

Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач в следующий межаттестационный период планирую осуществлять деятельность поэтапно.

Этапы

Планируемая деятельность

Предполагаемый результат

1 этап 2021 – 2022г.

Диагностико - ­ прогностический

Изучить и проанализировать нормативно-правовую документацию, методическую литературу, рабочую программу с позиции выдвинутых противоречий.

Осуществлять разработку плана работы с учетом поставленной цели.

Изучена методическая литература по внедрению педагогических технологий развития музыкально-ритмических способностей детей. Разработаны перспективные планы по для всех возрастных групп.

Разработать диагностический инструментарий для выявления уровня развития музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников.

2 этап 2022 - 2024г.

 

Технологический

Определить и создать спектр условий для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ОП ДО.

Спроектировать образовательную деятельность с учетом деятельностного подхода и развития  активности детей в музыкальной деятельности.

Дополнить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями, материалами для развития всех видов музыкальной деятельности детей.

 

Созданы условия для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО:

1.Разработан цикл проектов направленных на развитие музыкально-ритмических способностей детей.

2.Дополнена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими пособиями, оборудованием и материалами для музыкального развития детей.

3. Дети и родители активные участники проектной деятельности и конкурсного движения.

4. Ежегодный мониторинг развития музыкально-ритмических способностей детей и соответствующая коррекция планов.

5. Презентация опыта работы педагогическому и родительскому сообществу (участие в Декаде педагогических достижений, в конкурсах педагогического мастерства на разных уровнях)

3 этап

2024 – 2025г.г.

Аналитический

Реализация содержания намеченного плана с ежегодным проведением процедуры самоанализа ее результативности и достижения намеченной цели. На аналитическом этапе буду осуществлять анализ результатов собственной деятельности, сбор и систематизацию материала по реализации темы, обобщение и представление педагогического опыта по теме педагогическому и родительскому сообществу.

Выявление результативности внедрения педагогических технологий в процессе опытно-поисковой работы.

Подведение результатов мониторинга воспитанников по развитию музыкально-ритмических способностей.

Оформление полученных результатов за межаттестационный период.

Представление результатов деятельности за межаттестационный период педагогическому и родительскому сообществу.


Заключение

Анализ собственной деятельности и достижение положительных результатов подтвердили выдвинутую мною гипотезу - использование современных образовательных технологий и методик, в том числе методика К.Орфа, способствуют развитию творческих способностей детей.

Идеи Орф-педагогики, используемые на музыкальных занятиях, дали всем детям возможность творческой работы с музыкой, движением, танцем и речью, а также послужат основой для будущих инструментальных и танцевальных практик.

Результаты реализации проектов с применением Орф-педагогики:

·       Дети проявляют необычайный интерес к занятиям, эмоционально реагируют на характер и назначение музыки.

·       Ритмично передают метр и ритм звучащими жестами, речью, игрой на клавесах, музыкальных инструментах.

·       Дети умеют находить способы игры на музыкальных инструментах, проявляют фантазию в изобретении новых видов инструментов.

·       В исполнении демонстрируют умение варьировать, изменять, дополнять, проявляют способность фантазировать.

·       Дети обладают хорошей зрительно-моторной координацией, свободно ориентируются в пространстве с предметом.

  Используют возможности своего тела, выразительно передают музыкально-игровой образ, инсценируют.

  В движениях дети демонстрируют пластичность, гибкость, проявляют способность к импровизации движений.

Список литературы

 

1.              Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2015;

2.              Теплов, Б.М.  Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов, Рос. акад.наук. Ин-т психологии. – М.: Наука, 2003. - 377с.

3.              Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. – М.: АСТ, 2000. - 94с.

4.              Т. Тютюникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование» Москва, 2004 г.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий