АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
за
межаттестационный период
2017-2021г.г.
Введение
Основной целью дошкольной
организации является, воспитание успешной личности (позитивная социализация и
индивидуализация личности). Перед педагогом встают новые задачи в работе с
детьми: формировать умение самостоятельно добывать знания; формировать
креативное мышление (умение творчески использовать свои знания); выявлять и
развивать творческие способности детей.
Принципы, лежащие в основе ФГОС ДО,
ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка, учет его
потребностей, возможностей, желаний в образовательном процессе. Признание
ребенка субъектом образовательного процесса требует от педагога применение
новых форм и методов организации образовательного процесса. Поэтому возникает
множество вопросов, актуальных как для педагогической науки и практики, так и
для меня: каким образом реализовать новые принципы в образовательном процессе
детского сада; каким содержанием, формами работы, методами, средствами и
приемами обеспечить амплификацию детского развития, как организовать
сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка, как
субъекта образовательного процесса; как поддержать инициативу ребенка и развить
творческую личность?
Обучение через творчество – не
элитарный язык, а всеобщая образовательная необходимость. Цель музыкального воспитания
перестает быть локальной и занижено-утилитарной. Она естественно соединяется с
главной целью образования: помочь человеку в полной мере реализовать свои
возможности и стать самим собой.
Исходя из вышеизложенного, в
процессе педагогической деятельности выявилось противоречие между необходимостью построения образовательного
процесса с детьми согласно новым требованиям и существующей системой
музыкального воспитания детей.
Сегодня существует множество самых
разных методик музыкального развития ребёнка. Большой популярностью в
современном музыкально-образовательном пространстве пользуется музыкально-педагогическая
система немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа.
Система музыкального воспитания
Карла Орфа основывается на воспитании музыкальной культуры личности, развитие
ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному
музыкальному искусству, развитию природной музыкальности, а также включение в
активную творческую деятельность.
Орф-педагогика базируется на
естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности.
Она помогает маленькому человеку быть самим собой, так как учитывает основные
законы психофизического развития. Основу концепции К.Орфа составляет
импровизационное музицирование. Дети на таких занятиях вовлечены в развитие и
раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей. Наряду с этим
идет развитие таких качеств как внимательность, сосредоточенность, терпение,
самостоятельность и умение включаться в работу группы, что является важным для
каждого вида образовательной деятельности.
На межаттестационный период обозначила
цель педагогической деятельности –
развитие творческого и музыкального потенциала детей дошкольного возраста с
использованием Орф-педагогики.
Объект: развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста.
Предмет: организация творческих проектов в рамках
Орф-педагогики.
С позиции достижения данной цели задачами явились:
- выстроить систему работы по
самообразованию через изучение нормативных документов и психолого-педагогической
литературы по проблеме творческого
развития детей;
-
изучить, проанализировать и внедрить в практику систему музыкального развития
К.Орфа;
- разработать и реализовать цикл творческих
проектов в рамках Орф-педагогики;
- организовать взаимодействие с родителями
в развитии творческого потенциала детей через использование разнообразных форм
работы;
- модернизировать развивающую
предметно-пространственную среду, соответствующую современным требованиям;
- представить опыт работы педагогическому и родительскому сообществу.
1. Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов деятельности в межаттестационный период
В межаттестационный период добилась стабильных результатов освоения воспитанниками общеобразовательной программы детского сада по всем видам музыкальной деятельности. Использовала диагностический материал, предложенный Каплуновой И. и Новоскольцевой И. в рамках программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Результаты педагогической диагностики за период с 2017 по 2020 год представлены диаграммой (см. Рисунок №1).
Результаты по видам музыкальной
деятельности:
- слушание музыки: дети более внимательно слушают музыкальные
произведения, определяют общее настроение и характер музыкального произведения;
определяют жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно
исполняется; определяют общее настроение, характер музыкального произведения;
различают 2-х частную, форму музыки, отображают своё отношение к музыке в
рисунке.
- пение:
дети поют песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, чисто интонируя
мелодию, используя правильное певческое дыхание, могут петь индивидуально и
коллективно, с сопровождением и без него, придумывают движения для обыгрывания
песен, сочиняют попевки.
- движение:
дети умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствие с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; могут правильно выполнять
танцевальные движения; в танце проявляют своё творчество.
- развитие
чувства ритма: дети правильно и ритмично прохлопывают
усложнённые ритмические рисунки, умеют их составлять, проигрывать на
музыкальных инструментах, проявляют желание солировать.
- игра на
детских музыкальных инструментах: дети исполняют сольно и в ансамбле
на ударных и звуковых детских музыкальных инструментах несложные песни и
мелодии, способны импровизировать на предложенную мелодию.
По результатам начальной
диагностики, дети испытывали затруднения в передаче танцевальных движений,
координации движений. Нарушена ритмичность. Серьезные затруднения вызывала
также и интонационная выразительность при исполнении песен. Некоторым присущи
нестойкость интересов, неуверенность в себе, сниженная мотивация к
деятельности, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Аналитические данные начальной
диагностики привели меня к решению о поиске новых форм и методов интенсификации
музыкальной работы. С 2015 года активно
применяю подход немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основанный на
связи музыки, движения и речи.
Работая по системе К.Орфа добилась
определённых результатов:
- дети проявляют необычайный
интерес к занятиям, эмоционально реагируют на характер и назначение музыки;
- ритмично передают метр и ритм
звучащими жестами, речью, игрой на клавесах, музыкальных инструментах;
- дети умеют находить способы игры
на музыкальных инструментах, проявляют фантазию в изобретении новых видов
инструментов.
- в исполнении демонстрируют умение
варьировать, изменять, дополнять, проявляют способность фантазировать.
Использование приёмов элементарного
музицирования К.Орфа позволило дать толчок музыкальному и творческому развитию
детей, обеспечило каждому ребёнку чувство эмоционального комфорта и ситуацию
успеха в музыкальной деятельности. Данная педагогика позволила развить не
только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё
тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность
ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.
При проведении итоговой диагностики
учитывала все вышеперечисленные критерии. Но основной упор делала на
способность детей к самостоятельному активному музицированию, их творческой
активности, умению передать в импровизации свой замысел и насколько
воспроизведенная музыка соответствует этому замыслу. Главное, чтобы ребенок не
зацикливался на каких-то стереотипах, а творил свою собственную музыку,
основываясь на тех знаниях, что получал в течение последних учебных лет.
Результаты педагогической
диагностики образовательной деятельности детей дошкольного возраста говорят об эффективности созданных
психолого-педагогических условий. Имею положительные отзывы родителей
воспитанников о своей работе.
Особое внимание
уделяю вопросу сотрудничества с родителями воспитанников. В результате
взаимодействия с родителями установились партнерские отношения, создалась
атмосфера общности интересов. Родители проявляют активный интерес к проектной
деятельности.
Совместная
работа родителей и детей помогла им оценить способности ребенка, поверить в его
силы, проникнуться к нему уважением как к творческой личности. А может быть
даже, родители смогли разглядеть талант.
Критериями эффективности взаимодействия
с родителями в вопросах развития творческих способностей детей являются: высокая
посещаемость выпускников нашего детского сада занятий дополнительного
образования и участие родителей с детьми в мероприятиях
разного уровнях.
Дети проявляют интерес и творчество
в музыкальной деятельности, активно участвуют и побеждают в конкурсах и
фестивалях детского творчества:
– городской
фестиваль «Волшебная страна детства» (2017г., 2019г.);
– городской
концерт «Пасха Красная» (2018, благодарность за участие);
– городская
выставка-конкурс детского творчества «Масленичное чучело» (2018г., сертификат
участника);
– городской
фестиваль «Семь ярких нот» (2019г., диплом в номинации «Яркие звёздочки»);
– городской фестиваль «Тепло родного края» (2019г., диплом III степени).
1.2 Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период
Приступая к реализации цели моей
деятельности, определяя стратегию и тактику деятельности в межаттестационный
период мною, во-первых, была проанализирована нормативно-правовая база
регламентирующая деятельность педагога дошкольного образования:
·
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012г., вступил в силу 1сентября 2013г.)
·
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от «17»
октября 2013года №1155)
·
Профессиональный стандарт деятельности
педагога.
Во-вторых, изучены основные теоретические
направления совершенствования психолого – педагогических условий обеспечивающих
эффективность развития творческих способностей детей.
Одним из важных условий, способствующих
достижению представленных результатов, является требования к собственной
профессиональной компетентности.
С 2006 года ежегодно прохожу
обучение на курсах, семинарах-практикумах по Орф-педагогике: «Орф-Шуверк. Пути,
идеи, направления. Принципы орфовской педагогики в различных интерпретация»
(2009г., 50ч.), «Элементарное музицирование и движение по системе К.Орфа»
(2012г., 72ч.), «Музыка-движение-голос» (2014г., 45ч.), «Музыкальная педагогика
К.Орфа. Креативное обучение музыке в раннем возрасте» (2018г., 16ч.), «Исследуй!
Твори! Открывай! Развитие «внутреннего ребёнка» средствами Orff-Schuwerk»
(2019г., 24 ч.). В 2018г. принимала участие в конференции Педагогического
сообщества К.Орфа (ROSA) «Орф-движение в России: 30 лет пути».
В 2019 году прошла профессиональную
переподготовку по программе «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Работаю в тесном
сотрудничестве с педагогами детского сада, делюсь накопленным опытом с коллегами,
выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях Педагогического совета и
методических объединениях.
В 2017 году представила опыт работы по использованию
орф-подхода, провела открытое музыкальное занятие для музыкальных руководителей
дошкольных учреждений Первоуральска в рамках программы повышения квалификации
ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж».
В мае 2020 года
в составе творческой группы освоила дистанционную образовательную технологию –
онлайн проект. В условиях карантина, мероприятия, посвященные 75-летию Победы в
Великой Отечественной войне, были организованы в формате онлайн проекта «МЫ
ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!». В рамках проекта подготовила и представила виртуальное
музыкальное занятие «Споём, друзья!» (http://sites.google.com/view/proekt-pobeda).
Принимаю активное участие в подготовке и проведении
мероприятий, организатором которых является МАДОУ «Детский сад №9»:
– Областной фестиваль
ТЕХНО-КВЕСТ (2016г., 2017г., 2018г., 2019г., благодарности за подготовку
мероприятия);
– Областной фестиваль
«Экспериментируем. Познаем. Развиваемся», 2017г.;
– Областной фестиваль
«Уральскими тропами: путешествие по календарю»
(2019г., сертификат за
участие).
Ежегодно совместно с музыкальными руководителями разрабатываем и проводим мероприятия на уровне МАДОУ: «Осенняя
ярмарка», конкурс чтецов, открытие
фестиваля «Горизонты техники», концерт посвященный Дню дошкольного работника.
Для фиксации
результатов, накопления и оценки собственных достижений веду электронное
портфолио музыкального руководителя https://portfoliosologub.blogspot.com.
Для реализации поставленной цели на межаттестационный период - развитие
творческого и музыкального потенциала детей дошкольного возраста с
использованием Орф-педагогики разработала и внедрила цикл проектов: «У зайца Митрошки», «Барабанный
город», «Ритмическая радуга», «Мир весенних звуков».
Реализация проекта всегда подразумевала выполнение творческой работы детьми
самостоятельно или с помощью родителей.
В 2015 году реализовала проект «У
зайца Митрошки» на развитие креативных способностей детей младшего дошкольного
возраста.
В 2016 году реализовала проект
«Барабанный город», в ходе, которого с воспитанниками создали барабаны из
глиняных горшков, из бросового материала (пустой пластмассовой тары). Цель
данного проекта: развитие ритмического слуха у детей посредством упражнений с
барабанами.
Проект «Ритмическая радуга» был
нацелен на позитивное введение ребенка в мир музыки, а так же на сохранение и
развитие высокой чувствительности ребенка к шумовому и музыкальному миру, на
развитие творческих способностей детей через самовыражение. В проекте наряду с
традиционными видами музыкальной деятельности использовала технику аудиального
развития детей, которую предлагала в виде упражнений, а так же различных видов
фантазирования.
Проект «Мир весенних звуков» был
внедрен в 2018 году с целью развития творческих способностей детей, умения
фантазировать, импровизировать, музицировать на орф-инструментах.
При
организации проектной деятельности соблюдала ряд условий: включалась в деятельность
наравне с детьми; дети участвовали добровольно (без психического и дисциплинарного
принуждения); во время деятельности дети свободно общались и высказывали своё
мнение; поддерживала инициативу детей; каждый ребенок работал всвоем темпе; привлекала
к совместной деятельности родителей. Выполнение этих условий позволило детям
чувствовать и осознавать свою успешность, а также проявить творчество.
В своей
педагогической деятельности использую современные педагогические технологии,
методы и приемы работы: личностно-ориентированные, театрально-игровая технология,
здоровьесберегающие технологии, музыкотерапия, сказкотерапия, логоритмика.
Для
развития чувственной и эмоциональной сферы, позитивного восприятия окружающего
мира, формирования способности к эстетическому восприятию окружающего мира
большое внимание уделяю праздникам и развлечениям. Для развития коммуникативных
навыков, раскрытия индивидуальных способностей детей некоторые традиционные
праздники начала проводить в формате квеста («23 февраля», «День защиты
детей»).
Для
развития у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха обогатила
развивающую предметно-пространственную среду музыкального зала. Изготовила
музыкально-дидактические пособия (музыкальный бизиборд) и шумовые инструменты
(самодельные барабаны, маракасы).
Осуществляя психолого-педагогическую поддержку родителей воспитанников, создаю условия для участия родителей в образовательной деятельности. Привлекаю родителей к участию в праздничных мероприятиях и развлечениях. Разработала консультацию «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» и выступила с ним на родительском собрании в средней группе. Регулярно оформляю стендовую информацию и провожу индивидуальные консультации для родителей. Разработала консультации по темам: «Влияние музыки на психику ребенка», «Музицируем дома или оркестр на кухне», «В мире звуков». Провела мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов.
2. Проектная часть
В дошкольном
возрасте дети проявляют неподдельный интерес к музыкальному искусству и с
легкостью могут быть вовлечены в музыкальную деятельность, которая учит
воспринимать содержание музыки, развивать к ней интерес, пробуждать потребности
постоянно общаться с музыкой и активно выражать себя. При непосредственном
участии в музыкальной деятельности у детей развиваются разного вида музыкальные
способности, одними из которых являются музыкально-ритмические способности.
Исследователи отмечают, что ритм является первоначальным музыкальным
представлением ребенка, которое он способен воспроизводить.
На протяжении
долгого времени как зарубежные, так и отечественные исследователи, в рамках
предложенных ими методических систем, разрабатывали упражнения, направленные на
развитие музыкально-ритмических способностей детей. Но, при всем многообразии
предложенных упражнений, среди них мало тех, которые были бы направлены на
детей младшего дошкольного возраста. К тому же, информация о них остается
рассредоточенной и нуждается в систематизации.
В федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что
в условиях дошкольного образования развитие детей должно быть разносторонним,
при этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, и на развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка.
Анализируя данные
требования, делаю вывод о том, что развитие музыкально-ритмических способностей
находит в них свое естественное место. Однако, при реализации в музыкальном
образовании младших дошкольников направления, связанного с развитием у них
музыкально-ритмических способностей, педагог встречается с рядом проблем:
подвижность терминологии; наличие большого количества теоретических практико-ориентированных
работ, недостаточно систематизированных применительно к условиям дошкольного музыкального
образования; недостаточное количество работ, структурированных непосредственно
с требованиями ФГОС.
Таким образом, в
современной практике музыкального образования младших дошкольников возникает
ряд противоречий:
· между требованиями федерального
государственного образовательного стандарта к художественно-эстетическому
образованию дошкольников и недостаточной разработанностью методического
обеспечения музыкального образовательного процесса с учетом данных требований;
· между разработанностью теоретических
основ музыкально-ритмического развития детей и недостаточной разработанностью
теоретических аспектов развития музыкально-ритмических способностей младших
дошкольников.
Поэтому на следующий межаттестационный
период целью моей работы будет
являться развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного
возраста с использованием Орф-педагогики.
Объект исследования – процесс развития музыкально-ритмических
способностей у дошкольников.
Предмет исследования – педагогическая технология развития
музыкально-ритмических способностей у дошкольников К.Орфа.
Гипотеза: развитие музыкально-ритмических
способностей у дошкольников будет
результативным, если:
·
музыкально-ритмические
способности будут развиваться в следующей последовательности: от восприятия и
воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков к соблюдению
метроритмической организации при раскрытии художественного образа музыкального
произведения в различных видах музыкальной деятельности;
·
развитие
музыкально-ритмических способностей будет осуществляться в различных видах
музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, пляска, игра,
игра на музыкальных инструментах);
·
реализация
педагогических технологий развития музыкально-ритмических способностей у
дошкольников, основанных на комплексе подходов (индивидуальный, дифференцированный,
здоровьесберегающий, полихудожественный); включающая алгоритм действий музыкального
руководителя и детей
реализующийся на
каждом занятии, элементы логоритмики и театрализации, комплекс упражнений для
различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
·
Продолжить работу
по системе К.Орфа;
·
Изучить литературу,
пройти курсы повышения квалификациии проанализировать педагогически опыт по проблеме
развития музыкально-ритмических способностей;
·
Разработать
перспективное планирование по всем возрастным категориям детей, серию
конструктов по реализации технологии развития музыкально-ритмических
способностей у дошкольников;
·
Осуществить мониторинг
по выявлению эффективности образовательной деятельности по развитию
музыкально-ритмических способностей детей;
·
Представить опыт
работы педагогическому и родительскому сообществу.
Для достижения поставленной цели и решения
намеченных задач в следующий межаттестационный период планирую осуществлять
деятельность поэтапно.
Этапы |
Планируемая деятельность |
Предполагаемый результат |
1
этап 2021 – 2022г. Диагностико - прогностический |
Изучить и проанализировать
нормативно-правовую документацию, методическую литературу, рабочую программу
с позиции выдвинутых противоречий. Осуществлять разработку плана
работы с учетом поставленной цели. |
Изучена
методическая литература по внедрению педагогических технологий развития
музыкально-ритмических способностей детей. Разработаны
перспективные планы по для всех возрастных групп. Разработать
диагностический инструментарий для выявления уровня развития
музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников. |
2 этап 2022 - 2024г. Технологический |
Определить и создать спектр условий
для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям
реализации ОП ДО. Спроектировать образовательную
деятельность с учетом деятельностного подхода и развития активности детей в музыкальной деятельности. Дополнить развивающую
предметно-пространственную среду играми, пособиями, материалами для развития
всех видов музыкальной деятельности детей. |
Созданы условия для достижения
планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО: 1.Разработан цикл проектов
направленных на развитие музыкально-ритмических способностей детей. 2.Дополнена развивающая
предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими пособиями,
оборудованием и материалами для музыкального развития детей. 3. Дети и родители активные
участники проектной деятельности и конкурсного движения. 4.
Ежегодный мониторинг развития музыкально-ритмических способностей детей и
соответствующая коррекция планов. 5. Презентация опыта
работы педагогическому и родительскому сообществу (участие в Декаде
педагогических достижений, в конкурсах педагогического мастерства на разных
уровнях) |
3 этап 2024 – 2025г.г. Аналитический |
Реализация содержания намеченного плана с ежегодным
проведением процедуры самоанализа ее результативности и достижения намеченной
цели. На аналитическом этапе буду осуществлять анализ результатов собственной
деятельности, сбор и систематизацию материала по реализации темы, обобщение и
представление педагогического опыта по теме педагогическому и родительскому
сообществу. |
Выявление
результативности внедрения педагогических технологий в процессе
опытно-поисковой работы. Подведение результатов
мониторинга воспитанников по развитию музыкально-ритмических способностей. Оформление полученных
результатов за межаттестационный период. Представление
результатов деятельности за межаттестационный период педагогическому и
родительскому сообществу. |
Заключение
Анализ
собственной деятельности и достижение положительных результатов подтвердили
выдвинутую мною гипотезу - использование современных образовательных технологий
и методик, в том числе методика К.Орфа, способствуют развитию творческих
способностей детей.
Идеи
Орф-педагогики, используемые на музыкальных занятиях, дали всем детям
возможность творческой работы с музыкой, движением, танцем и речью, а также послужат
основой для будущих инструментальных и танцевальных практик.
Результаты реализации проектов с
применением Орф-педагогики:
· Дети проявляют необычайный интерес
к занятиям, эмоционально реагируют на характер и назначение музыки.
· Ритмично передают метр и ритм
звучащими жестами, речью, игрой на клавесах, музыкальных инструментах.
· Дети умеют находить способы игры на
музыкальных инструментах, проявляют фантазию в изобретении новых видов
инструментов.
· В исполнении демонстрируют умение
варьировать, изменять, дополнять, проявляют способность фантазировать.
· Дети
обладают хорошей зрительно-моторной координацией, свободно ориентируются в
пространстве с предметом.
Используют
возможности своего тела, выразительно передают музыкально-игровой образ,
инсценируют.
В движениях дети демонстрируют пластичность, гибкость, проявляют способность к импровизации движений.
Список
литературы
1.
Михайлова-Свирская
Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение,
2015;
2.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /
Б.М. Теплов, Рос. акад.наук. Ин-т психологии. – М.: Наука, 2003. - 377с.
3.
Тютюнникова Т.Э. Уроки
музыки. Система обучения К. Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. – М.: АСТ, 2000. -
94с.
4.
Т. Тютюникова
Т.Э. Программа «Элементарное музицирование» Москва, 2004 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий